Быть Agile: как работает и кому подойдёт гибкое управление проектами

В феврале 2001 года 17 разработчиков, обеспокоенных состоянием IT‑индустрии, опубликовали короткий манифест, призванный помочь заказчикам, руководителям и исполнителям договариваться друг с другом. 4 ценности и 12 принципов Agile уместились в 254 слова.

Что такое Agile

Agile — подход к управлению проектами и разработке программного обеспечения, который помогает быстрее создавать качественные продукты и правильно развивать их. Такой результат становится возможным благодаря гибкости рабочих процессов и эффективному взаимодействию всех заинтересованных лиц: клиентов, заказчиков и команды проекта.

Например, чтобы продукт был полезен клиентам, заказчики и команда проекта должны развивать его в правильном направлении, реагируя на запросы пользователей и учитывая их потребности. А команда проекта сможет развивать и масштабировать продукт, не упираясь в ошибки и технические ограничения, если будет работать по принятым в индустрии стандартам: планировать реализацию, учитывая возможные точки роста и риски.

Важно понимать, что Agile‑подход противопоставляют каскадному (последовательному) способу ведения проектов. Каскадный подход не работает, когда команда производит что‑то совершенно новое, чего раньше не существовало. Если пытаться заранее составить план и жёстко его придерживаться, существует риск застрять на каком‑то этапе или получить в итоге совсем не то, что нужно.

Поэтому в разработке программного обеспечения важен итерационный, гибкий подход. Он позволяет быстрее проверять гипотезы и сверяться на промежуточных этапах с заказчиками. А если что-то меняется, то подстраивать под эти изменения планы и приоритеты. Гибкость и адаптивность, эффективность и простота — ключевые особенности Agile‑подхода. Но и темп тоже важен, ведь если слишком долго работать над проектом и постоянно переносить запуск, то может закончиться терпение заказчиков или финансирование.

Но скорость ради скорости — это не в духе Agile. Соблюдение основных принципов позволяет команде добиться оптимального баланса между тремя базовыми критериями: счастье пользователя, скорость работы, качество работы. Фактически нужно найти единую зону соприкосновения между «Делать нужное» (то, что необходимо пользователю и заказчику), «Делать правильно» (не использовать костыли, сразу писать хороший код с прицелом на будущее) и «Делать быстро» (не задерживать релизы, стараться опережать конкурентов).

Помимо всего прочего, такая расстановка приоритетов способствует формированию здоровых взаимоотношений между командой и заказчиками.

Цели Agile

Фактически цель Agile — в сохранении баланса между интересами заказчиков, потребностями пользователей и возможностями команды. Главное отличие управления проектом Agile от других подходов заключается в том, что команда разработки мотивируется не рабочими процессами, а высокоуровневыми ценностями.

Выделяют 4 основные ценности Agile:

  • Приоритет людей и взаимодействия перед инструментами и процессами.
  • Работающий продукт важнее доскональной документации.
  • Взаимодействие с заказчиком полезнее точного соблюдения условий договора.
  • Готовность к переменам эффективнее слепого следования изначальному плану.

Как устроено управление проектами Agile

Теория

Согласно Agile достижение любой глобальной цели команда должна декомпозировать. И не важно, что планируется: запуск нового продукта или добавление функциональности в существующий проект. Выглядит это примерно так:

Управление проектами Agile
  • Эпик. Так называют всё, что невозможно выполнить за один цикл работы или итерацию.

  • Пользовательские истории. Элемент эпиков — законченные решения потребностей пользователей, которые можно подготовить к запуску за одну итерацию.

  • Отдельные задачи. Пользовательские истории декомпозируют на разработку бэкенда, фронтенда, дизайн интерфейса и другие задачи.

Благодаря такому подходу управление проектами становится эффективнее. Agile позволяет всей команде видеть долгосрочные перспективы проекта и лучше справляться с текущими задачами. Каждый участник может самостоятельно контролировать, помогут ли предложенные им решения достичь глобальной цели, и вовремя предлагать изменения, если нет.

Практика: Kanban и Scrum

Реализовать гибкое управление на практике можно разными способами. Согласно исследованиям, два самых популярных подхода в России — Kanban и Scrum:

Scrum Kanban
Кто и почему выбирает
Чаще всего Scrum используют для управления универсальными командами: он требует существенного изменения рабочих процессов, включает больше ограничений и правил, но помогает командам стать самостоятельнее. Подойдёт для запуска новых продуктов. Помогает визуализировать процессы, подходит для специализированных рабочих групп. Ради достижения Business Agility улучшаются рабочие процессы во всей компании. Выбирают команды, которым важно быстро реагировать на изменения рынка, улучшать и модернизировать проекты, не снижая качества программного продукта.
Что считают итерациями
Спринты — временные промежутки одинаковой длительности (например, 2 недели). Итераций нет, поток задач разбирают разработчики. Важно, чтобы этот поток не прерывался и был быстрым. Основной фокус руководителя Kanban-команды — на препятствиях и заторах, которые возникают и мешают команде быстро закрывать задачи.
Взаимодействие в команде
Требует совещаний: самоорганизованной команде нужно регулярно синхронизировать рабочие процессы. Регулярные совещания не обязательны: команда может встречаться, только если это необходимо.
Роли в команде
Есть чёткое разделение по ролям. Управление и соблюдение принципов гибкого управления проектам контролирует Scrum-мастер. Чёткого распределения ролей не требуется: ещё одна причина, по которой этот метод больше подходит узкопрофильным Agile-командам.

Какой фреймворк предпочтительнее? Выбор зависит от вашего проекта.

Scrum — это фактически инструкция по организации итеративно‑инкрементальной разработки нового продукта, которого ещё не было на рынке. Здесь нет лишних «деталей», всё взаимосвязано.

Kanban — это набор инструментов для операционной деятельности, которые можно брать по своему усмотрению. Каждый инструмент полезен, но выбор зависит от готовности команды его применять. С помощью Kanban‑фреймворка команды эффективнее реагируют на изменения рынка, перестраиваясь под новые реалии.

Сильные и слабые стороны Agile

Почему Agile пользуется такой популярностью и среди менеджеров, и среди исполнителей? Потому что этот подход полезен всем участникам рабочего процесса:

  • Вся команда может свободно принимать решения во всём, что касается проекта: выбирать технологии, архитектурные решения, подходы и практики.
  • Каждый разработчик получает возможность работать с интересными ему технологиями и влиять на продукт, а значит, ощущать смысл своей работы и собственную ценность для команды.
  • Бизнес получает актуальный продукт, соответствующий потребностям пользователей. Сотрудникам комфортно и интересно работать, рабочие процессы подвижные и гибкие.
  • Пользователь получает по‑настоящему полезный продукт, на развитие которого он может влиять. Продукт своевременно обновляется: появляются новые функциональности, устраняются ошибки.
  • Все в плюсе: проект завершается появлением качественного продукта, в который легко вносить изменения. Клиентам приятно им пользоваться, команда создателей мотивирована продолжать работу.

Вспомним основные сложности, к которым должна быть готова команда, практикующая Agile:

  • Проект становится менее предсказуемым. Из‑за этого порой сложно правильно оценить сроки выполнения задач и ресурсы, которые придётся задействовать.
  • Взаимодействие с клиентами и коммуникация внутри команды будут занимать гораздо больше времени, чем до Agile. Оперативно тестировать и согласовывать результаты можно лишь в том случае, когда все на связи.
  • Готовить документацию станет сложнее из‑за того, что в парадигме Agile проект и требования к нему меняются в процессе работы над продуктом. Если вы захотите подключить новых сотрудников в середине работы над проектом, ввести их в курс дела может быть непросто.
  • Проект легко может свернуть не туда, поскольку Agile не предполагает тщательного планирования перед началом работы и подразумевает изменение требований к продукту в процессе его создания. Чтобы избежать этого, важно выстроить однозначную и регулярную коммуникацию с заказчиком. Полностью исключить недопонимания едва ли получится, но их количество можно минимизировать.

Кому подойдёт Agile

Когда команда состоит из нескольких человек, для работы достаточно обычного чата в Telegram. Но чем больше коллектив, тем труднее эффективно организовать его работу. И тем более сложные инструменты приходится использовать. Вам стоит попробовать Agile, если:

  • Команда не понимает, как распределяются задачи, кто и какую задачу будет выполнять и в каком статусе находится задача в процессе её выполнения.
  • Какой бы фреймворк вы ни выбрали — Kanban или Scrum — гибкое управление позволит небольшим командам быстро ориентироваться в статусах задач, отслеживать прогресс проекта и чётко понимать, кто за что отвечает. А Agile-подход в целом позволит сохранить прозрачность рабочих процессов даже в очень больших командах, но им подойдут другие фреймворки.
  • Вы ограничены жёсткими временными рамками: например, вам нужно выпустить новый более востребованный и полезный пользователям продукт раньше, чем конкуренты. Инструменты Agile помогают минимизировать последствия неправильных решений и вовремя изменить направление развития проекта.
  • Результат проекта неизвестен заранее: например, вы что‑то изобретаете или запускаете инновационный стартап. Agile позволит проложить оптимальный путь к работоспособному продукту, несмотря на меняющуюся в процессе работы цель.

Главный критерий того, что вам может не подойти гибкое управление: команда или партнёры не готовы использовать Agile. Базовый принцип этого подхода — тесное взаимодействие всех участников рабочего процесса. Работа не пойдёт, как надо, если кто‑то не согласен идти на контакт.

Советы опытных практиков Agile

Команда опросов State of Agile по итогам одного из своих исследований сформулировала пять советов тем, кто только начинает использовать гибкое управление:

  1. Наймите тренеров, которые помогут вам с внедрением.
  2. Заручитесь поддержкой руководства.
  3. Проводите корпоративные тренинги для сотрудников.
  4. Стремитесь к единообразию в рабочих процессах всех команд, с которыми работаете.
  5. Поощряйте использование стандартных инструментов.

Всё это поможет преодолеть частые трудности новичков: конфликт нового подхода к управлению проектами и сложившейся корпоративной культуры, непонимание смысла Agile и нежелание коллег менять привычные рабочие процессы.

Как внедрить Agile в проект, чтобы был результат: Yandex Tracker

Возможно, ваша команда уже практикует Agile и ищет удобный сервис для управления проектами. Или только планирует внедрять этот подход, но понимает, что важны не инструменты, а коммуникации и одинаковое принятие принципов работы.

Чтобы команда больше фокусировалась на задачах и результатах, используйте решения, которые будут всем удобны и понятны. Например, Yandex Tracker. Этот сервис будет полезен:

  • Руководителям. Поможет контролировать рабочие процессы на всех этапах выполнения проекта и эффективнее распределять задачи между сотрудниками.

  • Сотрудникам. Даст возможность отслеживать состояние задач и самостоятельно расставлять приоритеты, чтобы успеть всё вовремя.

Yandex Tracker подойдёт для любых Agile‑практик:

  • У нас есть основные инструменты для работы по Scrum: собирайте и приоритизируйте задачи в бэклоге, планируйте работу по спринтам, оценивайте задачи в покере планирования и следите за сходимостью спринтов на диаграмме сгорания.
  • Для предпочитающих Kanban есть виртуальный аналог классической доски. Все новые задачи, созданные на этой доске, автоматически попадают в бэклог.
  • Если вы ещё не определились с фреймворком, можете создать простую доску. Все задачи автоматически распределятся по колонкам, которые будут соответствовать этапам вашего рабочего процесса.
Доска задач - Agile в Tracker

Подробнее об инструментах и возможностях трекера — в вебинаре:

С Yandex Tracker легко управлять любым проектом: разработать приложение, организовать рекламную кампанию, настроить согласование договоров с внешними заказчиками или документооборот внутри компании, принимать обращения от клиентов. Только в Яндексе с помощью Tracker ежедневно создают более 80 тысяч задач в день.

Сервисом пользуется более 18 000 организаций, среди которых сотрудники Технониколь, SkillFactory, Кухни на районе, Алроса ИТ, 12 Storeez и других. Потому что Tracker — это не просто сервис для постановки задач, это цифровая среда, в которой специалисты могут достигать своих целей за счёт прозрачности и автоматизации процессов.

Наведите порядок в делах: Yandex Tracker напомнит о важном и поможет сэкономить время на рутине.

Быть Agile: как работает и кому подойдёт гибкое управление проектами
Войдите, чтобы сохранить пост