О чём эта история

YUMA — российский разработчик цифровой экосистемы, включающей комплексную систему автоматизации для ресторанного бизнеса. Помимо ведения учета, работы с заказами и создания системы лояльности, облачное решение YUMA открывает для ресторанных предприятий новые онлайн-каналы продаж. Это собственное брендированное мобильное приложение и сайт, которые запускаются и поддерживаются по модели white label. Решение включает маркетинговую платформу для привлечения, удержания гостей и аналитики их предпочтений.

В 2018 году YUMA начала постепенный выход на широкий российский рынок. Резкое увеличение количества клиентов вызвало рост нагрузки на инфраструктуру, текущий хостинг с ней не справился, и в начале 2019 года компания приняла решение сменить облачного провайдера.

Миграция позволила на 99,9% устранить проблемы доступности системы благодаря гарантированному SLA Yandex Cloud.

Несмотря на рост количества транзакций в течение года на 100%, число негативных отзывов сократилось на 95%. К середине 2022 года система обслуживала более 2 тысяч торговых точек, обрабатывая более 150 тысяч транзакций в сутки.

Стабильный хостинг для стремительно растущего бизнеса

Корпорация YUMA — разработчик экосистемы автоматизации для предприятий общественного питания и смежного торгового бизнеса: ресторанов, гастробаров, кофеен, стритфуда, пекарен, доставки еды, dark kitchen и других. Ключевой продукт компании — комплексная POS‑система со встроенной маркетинговой платформой для отдельных заведений и целых сетей. Официанты, операторы колл‑центров и кассиры вносят через терминал новые заказы и одновременно обрабатывают те, которые автоматически поступают из мобильного приложения, с сайта ресторанного предприятия, а также из подключённых сервисов доставки еды. За счёт того, что все компоненты системы работают на едином ядре, а также настроена интеграция с сервисами доставки, персонал ресторана и посетители в мобильном приложении и на сайте всегда видят актуальное меню и получают онлайн‑уведомления о статусах своих заказов. К лету 2022 года система обрабатывала более 150 тысяч заказов в сутки от заведений различных форматов и масштабов, таких как ЯВМЯСО, Суши White и Make Coffee.

YUMA постоянно развивает экосистему, добавляя решения, функции и возможности, соответствующие потребностям отрасли. Цель компании — предоставить ресторанным предприятиям комплексные решения для управления всеми бизнес-процессами. Решения YUMA позволяют запустить мобильное приложение и сайт под брендом ресторанного предприятия, вести учёт, работать с заказами всех типов, в том числе с заказами из сервисов доставки еды, реализовать собственную систему лояльности и продвигаться с помощью встроенной маркетинговой платформы.

Такое комплексное решение требует качественного хостинга, работающего без сбоев при нагрузке в сотни тысяч транзакций в сутки. В 2018 году компания вышла на широкий российский рынок, в течение года количество клиентов и обслуживаемых точек выросло в шесть раз. Таким образом, в первой половине 2019 года хостинг перестал справляться с нагрузкой. Количество сбоев возросло, система регулярно падала, вызывая негатив со стороны клиентов.

В связи с проблемами хостинга нагрузка на сотрудников служб разработки и поддержки возросла на 30‑40%. В закрытых и открытых источниках начали появляться негативные отзывы о работе YUMA. Команда понимала, что все претензии связаны с проблемами, вызванными неспособностью хостинга поддерживать работу динамично развивающегося облачного продукта. Таким образом, одной из главных задач бизнеса в 2019 году стало оперативное и эффективное решение вопроса с хостингом. Требовалось найти облачного партнёра, способного справиться с быстро растущей нагрузкой.

Строго без негатива и падений

Неудачный опыт работы с хостингом поставил под удар активно растущий бизнес, поэтому при выборе облака для YUMA было критично получить высокий уровень стабильности и обеспечить условия для бесперебойной работы продукта. Решения YUMA популярны и за рубежом. Для хостинга за границей компания использует вычислительные мощности Amazon. В России компания искала партнёра, не уступающего Amazon по уровню и надёжности сервиса.

Аргументом в пользу Yandex Cloud стали гарантии работоспособности: в среднем уровень доступности каждого сервиса составляет 99,9%. По условиям соглашения в случае сбоев и недоступности сервисов Yandex Cloud готова компенсировать до 30% стоимости обслуживания. Надёжность платформы соответствует требованиям о хранении персональных данных PCI DSS, GDPR, 152‑ФЗ и индустриальных стандартов ISO.

Перед принятием решения о сотрудничестве с Yandex Cloud YUMA оценила возможности облачного партнёра с точки зрения хостинга высоконагруженной системы. Платформа Yandex Cloud доказала свою стабильность и эффективность, тогда решение о переходе было окончательно утверждено.

Прямой путь к эффективности

Компании нужно было перенести данные в новое облако, а также выбрать необходимый набор сервисов Yandex Cloud с учётом наличия у YUMA собственных конфигураций виртуальных машин. Команда YUMA решила использовать Yandex Compute Cloud. YUMA развернула виртуальные машины для систем обработки заказов и бесперебойной работы сервисов отправки сообщений и push‑уведомлений. По данным на июнь 2022 года, команда масштабирует вычислительные мощности в зависимости от нагрузок, что обеспечивает высокую отказоустойчивость и скорость работы решения.

Данные YUMA хранит в нескольких СУБД, также развёрнутых на виртуальных машинах Yandex Compute Cloud. Основную сложность при миграции в новое облако YUMA видела в необходимости переносить живую базу данных и при этом минимизировать период недоступности сервиса. Параллельно поддерживать работу двух баз данных при текущем трафике было нецелесообразно. Задачу решали поэтапно. Сначала команда YUMA подготовила виртуальные машины и проверила их на тестовых данных. Убедившись, что сервисы работают штатно, YUMA перенесла базы в Yandex Cloud ночью, тогда же был перенаправлен трафик. В итоге благодаря совместным усилиям команд Yandex Cloud и YUMA во время миграции сервис простаивал менее двух часов в самое незагруженное время.

Основные данные и предподготовленные пользовательские отчёты объёмом 1,5 ТБ компания хранит в базах PostgreSQL. Для хранения и оперативной обработки поступающей информации используются Redis и Apache Cassandra. Благодаря такой организации системы удаётся синхронизировать данные при постоянном потоке трафика от терминалов кассиров, мобильного приложения и сайта.

YUMA удалось полностью перенести свои сервисы и данные на платформу Yandex Cloud за вторую половину 2019 года.

Результаты

После перехода YUMA в облако Yandex Cloud решение работает бесперебойно, несмотря на постоянное увеличение количества транзакций в сутки. За первые полгода оно составило примерно 100%. В 2020‑2021 годах этот показатель снова вырос вдвое и продолжает расти. Количество негативных отзывов о работе системы после перехода на платформу Yandex Cloud снизилось на 95%. На момент лета 2022 года YUMA успешно обрабатывает больше 150 тысяч транзакций в сутки и обслуживает более 2 тысяч торговых точек клиентов в России. В ближайших планах YUMA — в рамках запуска одного из новых решений использовать технологию записи и сбора видеороликов. Для их хранения компания планирует выбрать сервисы Yandex Cloud.

Мнение

Николай Рогожников,
СЕО корпорации YUMA
Николай Рогожников,
СЕО корпорации YUMA

Как директору компании, мне больше всего хотелось бы ничего не слышать про хостинг. Достаточно знать, что система работает нон‑стоп. И с Yandex Cloud это получается: у команды хорошая техническая поддержка и стабильные сервисы. За границей мы работаем с Amazon и довольны качеством хостинга. Таким образом, когда перешли в Yandex Cloud, нам было с чем сравнить. И мы сразу отметили, что получили отечественное решение, ничем не уступающее в стабильности и безопасности.