Как облако помогает справляться с сезонным спросом

Whoosh, Flowwow и Level.Travel рассказали, как готовят инфраструктуру к сезонному всплеску продаж.

Whoosh: готовь самокат зимой

Whoosh — кикшеринговый сервис, представленный более чем в 53 городах России, Беларуси, Казахстана и Латинской Америки. У компании 146,5 тысяч самокатов и велосипедов и 19,6 млн зарегистрированных пользователей. И бизнес растёт: за 9 месяцев 2023 года пользователи Whoosh в России совершили на 92% больше поездок, чем за то же время годом ранее.

Как проявляется сезонность

Активный сезон длится в среднем 8–9 месяцев, с марта по ноябрь. В это время нагрузка на сервис распределяется неравномерно: например, в выходные и праздники спрос на аренду повышен. И даже внутри одного дня есть утренние и вечерние пики: с 8:00 до 9:00 и с 18:00 до 19:00. Ночная и дневная нагрузка может различаться в 10 раз.

Что делает компания

Нам интересно расширяться и работать в локациях, где сезон может длиться круглый год. В России это, например, Калининград, Краснодар и Сочи, а за рубежом — страны Латинской Америки. В 2023 году мы начали тестировать сервис в Бразилии и Чили. За счёт таких запусков планируем нивелировать сезонность.

А пока даже в межсезонье работа сервиса не останавливается. Зимой и осенью мы:

  • проводим техосмотр;

  • закупаем новые самокаты и велосипеды;

  • подводим итоги сезона, строим планы на новый;

  • разрабатываем новые IT‑решения;

  • планируем вывод сервиса в новые города и страны.

Выстраивая нашу систему, мы изначально ориентировались на облачные сервисы, которые позволяют работать по модели pay‑as‑you‑go — когда ты платишь только за то, что используешь. В частности, мы работаем с Yandex Compute Cloud, объектным хранилищем и Yandex Managed Service for PostgreSQL для управления базами данных. Так мы не тратим деньги на простаивающие сервисы в низкий сезон, что повышает общую эффективность распределения ресурсов.

Flowwow: 14 февраля, 8 марта и День матери

Flowwow — маркетплейс для продавцов цветов и подарков. Почти 10 тысяч партнёров по всей России предлагают 580 тысяч товаров с доставкой. По данным компании, её онлайн‑сервисом пользуются 500 тысяч человек в год.

Как проявляется сезонность

Каждый год случаются три ярко выраженных пика нагрузки: День матери (последнее воскресенье ноября), 14 февраля и 8 марта. В эти дни спрос увеличивается в 10–30 раз.

author
Егор Баяндин
Сооснователь и CIO Whoosh

Что делает компания

К пикам спроса мы начинаем готовиться приблизительно за два месяца: планируем, сколько серверов нам потребуется для масштабирования и какие ещё компоненты платформы надо адаптировать под большие мощности.

Облачные платформы предоставляют возможности масштабирования: мы можем увеличивать вычислительные мощьности буквально одной кнопкой. Например, мы разрабатываем план экономии ресурсов при помощи Yandex Managed Service for Kubernetes®. В ночные часы можно выключать часть мощностей и, таким образом, сохранить часть средств.

Также снижать затраты можно за счёт использования dev‑окружения, которое практически не требуется ночью и в выходные. Мы рассматриваем вариант разворачивать dev‑окружение в рабочие часы и сворачивать эти мощности, когда команда не работает и серверы не нужны.

Проектируйте платформу таким образом, чтобы язык общения между компонентами был универсальным. Тогда если какой‑то из компонентов не выдерживает нагрузку, его можно заменить похожим.

Level.Travel: лето, майские и Новый год

Level.Travel — онлайн‑сервис, в котором собраны предложения от крупных туроператоров: можно бронировать отели и туры. Компания помогла выбрать выгодный вариант для отпуска уже более 500 тысячам туристов.

Как проявляется сезонность

Высокий сезон приходится на май — сентябрь, а низкий продолжается с октября по апрель, когда спрос падает в 2–3 раза. При этом в период низкого спроса всплески активности клиентов происходят перед новогодними и майскими праздниками, перед праздничными выходными днями в феврале, марте, а также перед школьными каникулами.

Сезонность выражается не только в динамике спроса, но и выборе направлений. Летом наиболее востребован пляжный отдых в Турции и России, зимой чаще выбирают Египет и ОАЭ, тропические курорты, такие как Таиланд, Куба, Шри‑Ланка и Гоа, а также туры на российские горнолыжные курорты.

В пик летнего сезона нагрузка на сотрудников клиентского сервиса вырастает почти в два раза, на серверы — в 2–2,5 раза.

author
Дмитрий Шестернин
Технический директор Flowwow

Что делает компания

Сгладить сезонность помогает работа с ассортиментом. В нашем случае — увеличение числа направлений, доступных для поездки осенью, зимой и весной.

В низкий сезон важно сохранять коммуникацию с клиентом. Мы рассказываем о доступных направлениях и выгодных предложениях. Это повышает вероятность того, что пользователь найдёт нужный вариант и совершит покупку.

Чтобы сохранить качество сервиса в высокий сезон, мы уделяем особое внимание планированию ресурсов и улучшению автоматизации таких процессов, как бронирование, загрузка документов по заказам, отмены и не только. Это позволяет силами одной команды клиентского сервиса (порядка 100 человек) справляться с увеличивающейся в разы нагрузкой.

Так как 100% наших продаж совершаются онлайн, и бронирования поступают из разных часовых поясов со всей страны, сайт и приложения должны работать бесперебойно. Облачные сервисы Yandex Cloud позволяют нам масштабироваться в считаные минуты без потери качества сервиса и экономить в межсезонье.

В низкий сезон, когда цены и спрос на отдых ниже, можно пополнять клиентскую базу. Стимулировать повторную покупку клиента в высокий сезон будет проще, так как пользователь уже познакомился с сервисом в межсезонье.

Три типа облачных решений для сезонного бизнеса

Облачные сервисы популярны у представителей среднего и крупного бизнеса, для которых характерны сезонные скачки спроса. Особенно много таких заказчиков в ритейле, e‑com, HoReCA и XTech (кикшеринг и краткосрочная аренда автомобилей).

Периоды высокого и низкого спроса у компаний могут различаться, но принципы работы с облачными технологиями у них схожи.

author
Евгений Гинзбург
СМО Level.Travel

Есть три варианта работы с облачными сервисами, которые помогут оптимизировать затраты на сезонное масштабирование IT‑инфраструктуры. Рассказывает Юлия Макарова, менеджер по работе с ключевыми клиентами Yandex Cloud:

Виртуальные машины в Instance Groups

В облаке можно создать группу виртуальных машин по заданному шаблону: размеры каждой машины, количество и образ, из которого она должна стартовать. Настройки можно задать так, чтобы машины создавались и удалялись автоматически в зависимости от роста нагрузки на систему.

Kubernetes

Kubernetes — технология, которая автоматизирует развёртывание и масштабирование приложений. При работе с ней приложение делится на части‑микросервисы. Интернет‑магазин можно разбить на сервис авторизации, личный кабинет клиента, онлайн‑витрину, корзину и систему обработки платежей. Такая архитектура позволяет более рационально распределять мощности. Например, можно масштабировать только самые загруженные сервисы — авторизацию и витрину.

Бессерверные вычисления

Компания не платит за время использования облачного сервиса и не создаёт виртуальных машин. Вместо этого она получает функции — фрагменты кода, выполняющие определённые действия. Оплата идёт только за их вызовы.

Таким образом, низкий сезон многие бизнесы используют для того, чтобы подготовить инфраструктуру к пиковым нагрузкам, улучшить сервис и расширить предложение. Благодаря этому в высокий сезон удаётся обработать все заказы и оправдать ожидания клиентов.

author
Юлия Макарова
Менеджер по работе с ключевыми клиентами Yandex Cloud

Напишите нам

Начать пользоваться Yandex Cloud

Тарифы

Узнать цены и рассчитать стоимость

Мероприятия

Календарь событий Yandex Cloud
Как облако помогает справляться с сезонным спросом
Войдите, чтобы сохранить пост