Визуализация данных из базы данных ClickHouse

В качестве источника будет использована демонстрационная базы данных ClickHouse с информацией о продажах товаров в сети московских магазинов. Подключение к этой базе автоматически создается при создании экземпляра DataLens.

С помощью DataLens в данном примере будут визуализированы:

  • Динамика продаж по дням и месяцам.
  • Продажи по продуктовым категориям.
  • Тепловая карта заказов.

В качестве подлючение используется демонстрационное подключение Sample ClickHouse.

Создайте подключение к базе данных ClickHouse, в которой хранится таблица.

Шаг 1. Определите источник данных датасета

Создайте датасет на основе подключения Sample ClickHouse соданным на основе базы данных ClickHouse.

  1. Перейдите в DataLens.

  2. Нажмите кнопку Создать датасет.

    image

  3. Нажмите кнопку Добавить в разделе Подключения на панели выбора. Выберите подключение Sample ClickHouse.

    image

  4. Перенесите на рабочую область таблицу MS_SalesFacts.

    image

  5. Перенесите на рабочую область таблицу MS_Clients. Таблицы автоматически свяжутся.

    image

  6. Для проверки связи нажмите значок связи между таблицами.

    image

  7. Таблицы связаны полем ClientID. При необходимости связь можно изменить или дополнить, указав еще одну пару полей. Для закрытия окна связей нажмите на крестик или кликните за пределы окна.

    image

  8. Перенесите на рабочую область таблицу MS_Products. Таблица автоматически свяжется с левой (корневой) таблицей MS_SalesFacts.

    image

  9. Перенесите на рабочую область таблицу MS_Shops. Таблица автоматически свяжется с левой (корневой) таблицей MS_SalesFacts.

    image

Шаг 2. Настройте поля датасета

  1. Перейдите на вкладку Датасет.

    image

  2. Удалите дубликаты полей получившиеся в результате соединения таблиц: ClientID (1), ProductID (1) и ShopID (1).

    image

  3. Создайте поле с датой заказа OrderDate.

    1. Продублируйте поле OrderDatetime.

      image

    2. Переименуйте дубликат поля OrderDatetime (1) в OrderDate: нажмите на имя строки, удалите текущее имя и введите новое.

      image

    3. Измените тип данных с Дата и время на Дата.

      image

  4. Для поля ShopDistrictCoordinates измените тип данных на Геополигон.

  5. Для поля DeliveryDistrictCoordinates измените тип данных на Геоточка.

  6. В столбце Агрегация для поля Sales выберите Сумма.

    image

    Поле с агрегацией поменяет цвет на синий: поле Sales стало показателем.

    image

  7. Создайте показатель с количеством заказов.

    1. Продублируйте поле OrderID.

    2. Переименуйте дубликат поля OrderID (1) в OrderCount.

    3. Измените тип агрегации на Количество уникальных.

    image

  8. Создайте вычисляемое поле для расчета средней суммы продаж на один заказ.

    1. В правом верхнем углу нажмите кнопку Добавить поле.

    2. В поле Имя укажите Sales per Order.

    3. Слева в колонке нажмите на поле Sales.

    4. Введите символ /.

    5. Слева в колонке нажмите на поле OrderCount.

    6. Нажмите кнопку Создать.

      image

  9. Нажмите кнопку Сохранить в верхнем правом углу и сохраните датасет.

    image

  10. Введите имя датасета Moscow Sales dataset, нажмите Создать.

  11. После сохранения датасета нажмите Создать чарт.

    image

Шаг 3. Создайте чарт — линейная диаграмма

Для визуализации динамики продаж по месяцам создайте чарт — линейную диаграмму.

  1. Выберите тип визуализации Линейная диаграмма.

    image

  2. Добавьте на чарт дату продажи. Для из раздела Измерения перетащите поле OrderDate в секцию X.

  3. Добавьте на чарт показатель продаж. Для этого из раздела Показатели перетащите поле Sales в секциию Y.

  4. Добавьте на чарт тип доставки. Для этого из раздела Измерения перетащите поле PaymentType в секциию Цвет.

    image

  5. Отобразите чарт по месяцам.

    1. Нажмите на иконку с календарем у поля OrderDate в секции X.
    2. В выпадащем списке типов группировок в разделе Округление выберите Месяц.
    3. Нажмите Применить.

    image

  6. Сохраните чарт.

    1. Нажмите кнопку Сохранить в верхнем правом углу и сохраните чарт.

    image

    1. В открывшемся окне введите название чарта Динамика продаж по месяцам и типам оплаты и нажмите кнопку Сохранить.

Шаг 4. Создайте чарт — столбчатая диаграмма

Для визуализации продаж в разрезе брендов и продуктовых категорий создайте чарт — столбчатую диаграмму.

  1. Скопируйте чарт, получившийся на предыдущем шаге.

    1. Нажмите значок галочки рядом с кнопкой Сохранить в верхнем правом углу.

    2. Выберите Сохранить как.

      image

    3. В открывшемся окне введите название нового чарта Продажи в разрезе лет и продуктов и нажмите кнопку Готово.

  2. Выберите тип визуализации Столбчатая диаграмма.

    image

  3. Поля OrderDate, Sales и PaymentType автоматически попадут в секции X, Y и Цвет соответсвенно.

  4. Замените месяца на бренды на оси X. Для из раздела Измерения перетащите поле ProductBrand в секцию X и наведите его над полем OrderDate, пока то не станет красным.

    image

  5. Замените типы оплаты на категории товаров в цветах. Для из раздела Измерения перетащите поле ProductCategory в секцию X и наведите его над полем PaymentType, пока то не станет красным.

    image

  6. Отсортируйте чарт по убыванию по показателю продаж. Из раздела Показатели перетащите поле Sales в секцию Сортировка.

    image

  7. Сохраните чарт.

Шаг 5. Создайте чарт — сводная таблица

Для визуализации продаж в разрезе продуктов и времени создайте чарт — сводную таблицу.

  1. Скопируйте чарт, получившийся на предыдущем шаге.

    1. Нажмите значок галочки направленной вниз радом с кнопкой Сохранить в верхнем правом углу.
    2. Нажмите Сохранить как.
    3. В открывшемся окне введите название нового чарта Продажи в разрезе лет и продуктов.
    4. Нажмите кнопку Готово.
  2. Выберите тип визуализации Сводная таблица.

    image

  3. Поля ProductBrand и Sales автоматически попадут в секции Столбцы и Показатели соответственно.

    image

  4. Удалите ProductBrand из таблицы.

  5. Добавьте дату заказа в таблицу. Для этого из раздела Измерения перетащите поле OrderDate в секцию Столбцы.

  6. Измените формат отображения OrderDate на годы.

    1. Нажмите значок календаря у поля OrderDate в секции Столбцы.

    2. В выпадащем списке типов группировок в разделе Часть даты выберите Год.

    3. Нажмите Применить.

      image

  7. Добавьте в таблицу категорию и подкатегорию продуктов. Для этого из раздела Измерения перетащите поля ProductCategory и ProductSubcategory в секцию Строки.

    image

  8. Измените цвет показателя продаж в таблице. Для этого из раздела Показатели перетащите поле Sales в секциию Цвет.

    image

  9. Сохраните чарт.

Шаг 6. Создайте чарт — тепловая карта

Для визуализации плотности заказов на карте Москвы создайте чарт — тепловую карту.

  1. Скопируйте чарт, полученный на предыдущем шаге.

    1. Нажмите значок рядом с кнопкой Сохранить в верхнем правом углу и выберите Сохранить как.
    2. В открывшемся окне введите название нового чарта Тепловая карта продаж.
    3. Нажмите кнопку Готово.
  2. Выберите тип визуализации Тепловая карта.

    image

  3. Удалите поле Sales из секции Цвет.

  4. Добавьте на карту координаты точек доставки. Для этого из раздела Измерения перетащите поле DeliveryAdressCoord в секцию Геоточка.

    image

  5. Сохраните чарт.

Шаг 7. Создайте дашборд

Создайте дашборд, на который будут добавлены чарты.

  1. Перейдите на главную страницу DataLens.

  2. Нажмите кнопку Создать дашборд.

    image

  3. Введите название дашборда Moscow Shops dashboard и нажмите кнопку Создать.

Шаг 8. Добавьте чарты на дашборд

  1. При первом открытии после сохранения дашборд открывается в режиме редактирования. Если вы открыли его повторно, то нажмите Редактировать в правом верхнем углу.

    image

  2. Нажмите кнопку Добавить и выберите Чарт.

    image

  3. В открывшемся окне нажмите кнопку Выбрать.

  4. Выберите чарт Динамика продаж по месяцам и типам оплаты. После этого автоматически заполнится поле Заголовок по названию выбранного чарта.

  5. Нажмите кнопку Добавить.

    image

  6. Аналогичным способом добавьте чарты:

  • Продажи по брендам и категориям
  • Продажи в разрезе лет и продуктов
  • Тепловая карта продаж
  1. Расположите чарты на дашборде в удобном для вас порядке.

    image

Шаг 9. Добавьте селекторы на дашборд

Добавьте селекторы, чтобы иметь возможность фильтровать чарты по дате, районам Москвы, продуктам и статусам клиентов.

  1. Нажмите кнопку Добавить.

  2. Выберите Селектор.

    image

  3. Добавьте селектор с календарем по датам заказа.

    1. Выберите датасет Moscow Sales dataset.
    2. Выберите поле OrderDate.
    3. После этого автоматически заполнится Заголовок по названию выбранного поля. Нажмите галочку Показывать напротив заголовка селектора.
    4. Выберите тип Календарь.
    5. Включите опцию Диапазон.
    6. Нажмите кнопку Добавить.

    image

  4. Добавьте селектор по категории продуктов.

    1. Выберите датасет Moscow Sales dataset.
    2. Выберите поле ProductCategory.
    3. После этого автоматически заполнится Заголовок по названию выбранного поля. Нажмите галочку Показывать напротив заголовка селектора.
    4. Включите опцию Множественный выбор.
    5. Нажмите кнопку Добавить.

    image

  5. Аналогичным способом добавьте селекторы по полям:

    • ProductBrand
    • DeliveryDistrictName
    • DeliveryType
    • PaymentType
  6. Расположите селекторы на дашборде в удобном для вас порядке.

  7. Сохраните дашборд.

    image

Дашборд готов. Теперь можно фильтровать чарты с использованием селекторов. image