О компании

Решения Utrace помогают компаниям маркировать свою продукцию, отслеживать ее жизненный цикл и отчитываться перед государством. Использование облачной платформы Yandex Cloud и управляемых сервисов позволило сосредоточиться на разработке и быстро выводить решения на рынок, а не заниматься поддержкой инфраструктуры.

Сейчас Utrace предоставляют комплекс из десяти систем, широко востребованных среди производителей и крупных поставщиков маркированных товаров. Среди клиентов Utrace транснациональные фармацевтические компании и крупнейшие производители товаров повседневного спроса. Через сервис проходит приблизительно 15% всего объема импортируемых лекарственных препаратов, а количество обрабатываемой маркированной молочной продукции составляет более трех миллиардов единиц в год.

Разработка масштабируемой отказоустойчивой системы отслеживания товаров

Utrace — разработчик и интегратор систем для маркировки и отслеживания товаров. Информационные решения в этой сфере позволяют компаниям регистрировать и отслеживать движение каждой единицы сырья или упаковки товара по всей логистической цепочке: производство, сборка, отгрузка, транспортировка и продажа конечному покупателю.

Мониторинг производственных партий

Сначала подобные системы предназначались для фармакологических компаний, но затем они стали применяться и в других товарных категориях: от шин и обуви до молочной продукции, питьевой воды и БАДов. Впоследствии все потребительские товары будут иметь уникальный идентификатор для отслеживания. Сервис Utrace работает с 2017 года, за это время компания создала комплексный пакет продуктов, которыми пользуются как крупные фармацевтические компании: Novartis International AG, Bayer AG, Merck & Co, так и FMCG-компании, например Mars и PepsiCo.

Utrace нужно было создать сервис track & trace с нуля в разумные сроки. Компания изначально разрабатывала микросервисную архитектуру и выбирала инфраструктуру для высоконагруженного и постоянно масштабирующегося проекта с высокими требованиями к отказоустойчивости, доступности, производительности и безопасности. Нужно было учесть множество параметров. Например, для работы с фармацевтическими компаниями нужна сертификация хостинг-провайдера по ISO. В некоторых случаях цепочки данных не должны обрабатываться более двух часов, и при этом система бизнес‑критична: без своевременной передачи информации продукцию невозможно отгружать и реализовывать. Также нужно было соблюсти требования российского регулятора по шифрованию, учесть расширение товарных групп с обязательной маркировкой и возможность изменений в процессе маркировки. Когда компания только начинала разрабатывать свои продукты, она рассматривала несколько вариантов создания инфраструктуры:

  1. Собственные серверы. В этом случае пришлось бы поддерживать инфраструктуру (оборудование и ПО) собственными силами, а значит содержать штат специалистов. Также было сложно быстро наращивать мощность: на закупку и настройку нового оборудования может уйти несколько месяцев.
  2. Аренда оборудования в ЦОДе. В этом случае компании не пришлось бы обслуживать оборудование, но все равно нужны были специалисты для настройки и поддержки ПО.
  3. Облачная платформа. Этот вариант полностью снимает с компании задачи по обслуживанию инфраструктуры и позволяет сосредоточиться на развитии собственного продукта.

Взвесив все плюсы и минусы, Utrace остановились на облаках. Помимо поддержки инфраструктуры компания увидела в облачных технологиях и другие преимущества:

  • Быстрое внедрение новых технологий. Чтобы начать использовать новые сервисы в облаке, не нужно обучать или нанимать новых специалистов для их поддержки. Это позволяет быстрее пробовать и внедрять новые технологии.
  • Быстрое масштабирование ресурсов. Компания понимала, что ей важно иметь возможность быстро наращивать мощности при необходимости. В облаке это делается в несколько кликов мыши, а некоторые сервисы могут масштабироваться автоматически.
  • Высокая доступность. Для клиентов Utrace важно, чтобы системы по маркировке товаров были доступны круглосуточно. Создать такую отказоустойчивую архитектуру самостоятельно сложно, а в облаках SLA по доступности доходит до 99,95%.

Продуктами Utrace пользуются международные и российские компании. Российский регулятор требует, чтобы все данные, передаваемые в «Честный ЗНАК», подписывались УКЭП. И на этом этапе они должны размещаться в России. При этом Utrace ориентировались на работу на российском рынке: хранение и обработка данных на территории страны более удобна. Поэтому компании нужен был именно российский облачный провайдер.

При выборе облака для Utrace были важны возможности гибкого масштабирования, разнообразие управляемых сервисов, соответствие площадки стандартам безопасности ISO, гарантии соблюдения SLA. Компания решила использовать облако Yandex Cloud, полностью соответствующее этим требованиям.

Основа инфраструктуры — управляемые Kubernetes и PostgreSQL

Сейчас система отслеживания маркировки товаров состоит из десяти крупных сервисов, например сборщика данных, валидатора, интеграции с госорганами. Все они написаны на Java и работают в Docker-контейнерах, которые размещены в шести кластерах Yandex Managed Service for Kubernetes®.

Сервисы Utrace интегрированы с WMS и ERP-системами заказчика и единой национальной системой маркировки «Честный ЗНАК», обеспечивая предоставление государственным органам информации об обязательно маркируемых товарах. С расширением товарных групп с обязательной маркировкой растет разнообразие и количество клиентов сервиса. Компания подсчитала, что за 2021 год через систему прошло более трех миллиардов единиц только из категории молочной продукции.

Вторая важная часть системы — базы данных. Utrace используют 17 кластеров Yandex Managed Service for PostgreSQL и недавно мигрировали с 10-й на 13-ю версию. Миграция данных — важный и непростой процесс. Но так как это managed-решение, Utrace не пришлось заниматься этим самостоятельно.

Utrace постоянно добавляют новые возможности в свои продукты и поддерживают больше интеграций с внутренними системами клиентов из разных сегментов бизнеса. Сервисы должны быть все быстрее, производительнее и обрабатывать все больше данных с постоянно усложняющейся структурой. Поэтому команда Utrace совершенствует решения и скоро подключит два новых сервиса на платформе Yandex Cloud:

  • Yandex Managed Service for Redis. Будет использоваться в качестве кеширующего слоя для основной базы данных.
  • Yandex Managed Service for Apache Kafka®. Будет использоваться в качестве брокера сообщений для создания слабой связности между компонентами системы.

Масштабирование — не проблема

Несмотря на постоянно растущие объемы данных и бизнес-критичность сервисов команде Utrace не нужно расширять штат для обслуживания инфраструктуры. Это позволяет быстрее внедрять новые технологии, опробовать новые идеи и выводить на рынок новые решения.

Когда Utrace добавляет новые функции в свои решения, как правило, растет и нагрузка на инфраструктуру: становится больше данных, увеличивается скорость обмена информацией. Размещение сервиса в Yandex Cloud, в отличие от развертывания на физической инфраструктуре, позволяет добавлять ресурсы быстро, в несколько кликов мыши.

Компания активно пробует новые управляемые сервисы. Так в Utrace используют Elasticsearch, развернутый на виртуальных машинах. Команда занимается его настройкой самостоятельно, но недавно на платформе Yandex Cloud появился управляемый сервис Yandex Managed Service for Elasticsearch. Utrace попробовали новинку и, возможно, будут использовать именно управляемое решение вместо ручного разворачивания сервиса.

Кроме того, Utrace открывает представительство в Алматы, что позволит передавать опыт работы с системами сериализации местным компаниям и интегрировать их в существующие бизнес‑процессы. Также компания планирует реализацию проектов в Узбекистане и Киргизии.