О компании

Маркетплейс финансовых услуг «Одобрим.ру» (входит в финансовую группу БКС) переводит инфраструктуру своих проектов на Yandex Cloud. С помощью сервисов Яндекса создана единая сеть хранения и обработки данных, объединяющая внутреннюю инфраструктуру компании и несколько облачных платформ. Среды разработки и тестирования уже работают на кластере Yandex Managed Service for Kubernetes, готовится перенос и продуктивных систем.

Идея проекта «Одобрим.ру» — создать онлайн-сервис для продвинутого подбора финансовых инструментов: кредитов, кредитных и дебетовых карт, микрозаймов, ипотеки и т. д. Сейчас в каталог входит 12 видов финансовых продуктов, в ближайшем будущем он будет существенно расширяться. Следующий шаг — предоставление аналогичного объема услуг для ИП и юридических лиц.

Список предложений на витрине формируется исходя из кредитного рейтинга клиента с подбором для него предложений с максимальной вероятностью одобрения. Клиент понимает, в каком банке или МФО у него больше всего шансов получить кредит, а кредитные организации, в свою очередь, получают более качественного клиента, который максимально соответствует их требованиям.

По заявкам на микрозаймы и экспресс-кредиты одобрение можно получить мгновенно в режиме онлайн. Партнерами по данному направлению являются такие МФО, как Kviku, MoneyMan, Быстроденьги, Carmoney и многие другие.

Причины перехода на облачные сервисы

Цель: упростить процесс разработки и ускорить вывод на рынок новых продуктов посредством миграции в облако.

Технически платформа состоит из трех компонент:

  1. Система скоринга для расчета вероятностей одобрения.
    Внутри сервиса реализован мини-кредитный конвейер, который использует источники данных, схожие с банковскими бюро кредитных историй, скоринги сотовых операторов, социально-демографический анализ и т. д. Также есть достаточно большой массив данных, который накапливается на основании данных поведения пользователя (модель устройства, география, поведение на сайте и т. д.) и решения по заявкам от партнеров, которые используются для обучения модели.

    Основная цель скоринга — подобрать клиенту оптимальный кредитный продукт, который:

    • ему одобрят с большей вероятностью;

    • будет в банке / МФО, к которому клиент лоялен.

    Следующим вызовом в этом направлении станет создании скоринга для кредитования юридических лиц и оценки рисков блокировки расчетного счета для предпринимателей.

  2. Интерфейсная часть с динамически формируемым контентом, где человек может очень просто подобрать нужное решение и сразу же оформить заказ.

  3. Интеграция с банками-партнерами. Одним из приоритетных направлений развития сервиса является реализация клиентской стратегии «заявка в один клик», которая основывается на API интеграции с банками и МФО. Используя данную интеграцию, мы передаем информацию по заявке партнеру, получаем Post-back (статус по заявке) и, в ряде случаев, предодобренное предложение.»

Первый прототип платформы на микросервисах размещался в инфраструктуре компании, там же было проведено нагрузочное тестирование и переход к промышленной эксплуатации. Но позже было принято решение использовать облачную платформу.

Причиной для перехода на облачное решение стала необходимость постоянной оптимизации, а именно:

  1. Сокращение времени вывода на рынок новых продуктов и функций.
  2. Оптимизация расходов на инфраструктуру и процента утилизации ресурсов.

На этапе выбора поставщика были подключены архитекторы и специалисты по информационной безопасности из ФГ БКС, совместно с которыми прорабатывались требования к облачным сервисам и выявлялись ограничения. По результатам этой работы была выбрана платформа Yandex Cloud.

Как подружить ЦОДы

Одной из наиболее сложных задач при переносе ресурсов в облако стала настройка взаимодействия облачных сервисов с внутренней инфраструктурой. В итоге было создано комбинированное решение, сочетающее IaaS, PaaS и SaaS с использованием собственных мощностей, что позволяет команде проекта больше фокусироваться на создании продукта вместо решения технических вопросов.

При проработке и реализации технических решений специалисты Yandex Cloud оказывали информационную поддержку, консультировали по возникающим проблемам и предложили лучшие практики применительно к задачам проекта.

Базовым компонентом облачной инфраструктуры стали виртуальные машины в Yandex Compute Cloud, взаимодействующие с внутренними и внешними компонентами через Yandex Virtual Private Cloud (VPC). Для масштабирования задействованы группы виртуальных машин.

Обслуживание клиентского трафика реализовано в отказоустойчивой конфигурации кластера на базе Yandex Managed Service for Kubernetes. На подах кластера развернуты микросервисы и базы данных. Они используются по модели on-premise, с самостоятельным развертыванием и сопровождением с помощью сервиса управления контейнерами Yandex Container Registry. Вычислительные ресурсы и данные располагаются в трех зонах доступности и обеспечены гарантиями Яндекса в рамках SLA.

Балансировка нагрузки для оптимизации сетевого трафика и пропускной способности каналов между внутренними и облачными ЦОД реализована на основе сервиса Yandex Network Load Balancer в сочетании с собственными решениями. Для мониторинга облачной инфраструктуры, в дополнение к стандартным для компании Grafana и Prometheus, используется сервис Yandex Monitoring.

Миграция идет успешно

Маркетплейс Одобрим.ру полностью перевел среду разработки и тестирования для своих проектов на облачную инфраструктуру. Миграция продуктивной среды запланирована на второй квартал 2021 года.

При разработке сетевой архитектуры маркетплейса самыми сложными оказались вопросы сетевой связности и взаимодействия нескольких облачных платформ и собственных центров обработки данных.

Команда Yandex Cloud оперативно реагировала на возникающие сложности и давала консультации по особенностям использования сервисов. Это помогло провести беспроблемную миграцию проектов с микросервисами между кластерами Yandex Managed Service for Kubernetes и другими системами управления контейнерами.

Миграция в облако позволяет упростить и ускорить процессы согласования и выделения дополнительных ресурсных мощностей и снизить нагрузку на различные подразделения компании. Ускорение разработки и тестирования сокращает time-to-market за счет увеличения скорости вывода отдельных частей продукта на рынок.