О чем эта история

Онлайн-сервис туристических услуг Anywayanyday.com решил задачи аналитики данных с помощью сервисов Yandex Cloud. Платформа BI на основе Yandex Managed Service for ClickHouse и DataLens сделала мониторинг и анализ показателей бизнеса доступным для всех сотрудников. Существенно ускорились принятие решений и реакция на отклонения показателей. ИТ-отдел сократил трудозатраты на поддержку системы отчетности на 20%.

Почему потребовался новый подход к аналитике

Рынок туристических услуг очень динамичен: предложения и цены поставщиков меняются ежеминутно. Для быстрой реакции на изменения рынка необходимы современные инструменты обработки данных и визуализации ключевых показателей бизнеса.

До перехода на единую платформу использовались несколько не связанных между собой инструментов:

  • Данные по веб-трафику поступали из Google Analytics и Яндекс.Метрики, обрабатывались с помощью BigQuery и визуализировались в Chartio.
  • Информация о продажах собиралась в локальной БД Microsoft SQL Server, после чего проходила предварительную обработку SQL-запросами. Для конечных пользователей данные выводились через представления БД, формы SharePoint или экспортировались в Excel.
  • Для отчетности о продуктах использовалась Metabase. Ее развернули на локальном сервере в офисе. Однако этот инструмент оказался сложным и дорогим в поддержке из-за затрат на администрирование и доработки.

Такая реализация аналитики не обеспечивала прямого и быстрого доступа к данным. Кроме того, эти системы нельзя было быстро масштабировать при увеличении нагрузки. Постепенно росла нагрузка на ИТ-команду, а маркетологам приходилось тратить много времени, например на поиск предложений для email-рассылок.

Было решено внедрить единую BI-систему. К ней сформулировали следующие требования:

  • Не требует закупки оборудования и поддержки серверной инфраструктуры.
  • Максимально быстрый запуск без привлечения сторонних консультантов.
  • Настройка собственными ресурсами команды аналитиков.
  • Возможность загрузки данных из всех источников.
  • Простота освоения сотрудниками.
  • Настройка и создание отчетов пользователями.

Этим требованиям лучше всего удовлетворяло облачное решение.

Для эффективного хранения и аналитической обработки данных со снижением нагрузки на ИТ решили использовать Managed Service for ClickHouse в Yandex Cloud. Это управляемое решение: его развертывание, обслуживание и интеграцию с другими сервисами берет на себя облачный провайдер. Еще одно преимущество Yandex Cloud — хранение данных на территории РФ. Для визуализации данных и построения аналитических дашбордов выбрали DataLens, тесно интегрированный с ClickHouse. Предложение было принято руководством компании, началось внедрение в рабочие процессы.

Разработка отчетности и обучение сотрудников

Для перехода на новую отчетность компании потребовалось менее шести месяцев. Процесс тестирования и перехода выполнил один аналитик. Он самостоятельно развернул необходимые сервисы в Yandex Cloud, настроил загрузку и первичную обработку данных, подготовил стартовый набор дашбордов и отчетов. После этого он предоставил доступ всем заинтересованным сотрудникам и провел их обучение.

Коммерческая отчетность и анализ веб-трафика были почти полностью перенесены в DataLens, сейчас с этим инструментом работает отдел продаж и маркетинг.

Процесс сбора и обработки данных для DataLens выстроен так:

  • Данные из Яндекс.Метрики и AppMetrica экспортируются напрямую в ClickHouse.
  • Данные о продажах собираются в Microsoft SQL, затем выполняется их предварительная обработка скриптами на Python и загрузка в ClickHouse.
  • После этого данные становятся доступны в DataLens для быстрого визуального анализа и построения дашбордов.

Сценарии применения DataLens и наиболее востребованные инструменты

Работа DataLens на постоянно обновляемых, живых данных помогает оперативно отслеживать изменения ситуации, сравнивать различные периоды и очень быстро реагировать при обнаружении аномалий.

Интенсивно работающим в DataLens отделам маркетинга и продаж важны дашборды по нескольким направлениям:

  • Валовые показатели продаж по типам услуг, по каналам продаж, среднему чеку и т. д.
  • Уровень проникновения дополнительных услуг в продажи.
  • Динамика сервиса по новым услугам (например, рассрочке).
  • Динамика показателей по каналам: В2В, В2С, внутренним и международным рейсам, авиакомпаниям и т. д.

Чаще всего используются отчеты и дашборды по динамике продаж с различными срезами для детализации. На дашбордах регулярно отслеживаются изменения динамики, а их причины можно выявить adhoc-запросами в конструкторе отчетов.

Постоянно ведется мониторинг параметров клиентской базы. Это когортный анализ параметров удержания и оттока, динамика прихода новых клиентов, портрет клиента. На их основе предпринимаются меры для удержания клиентов. В DataLens легко обобщить и визуализировать найденные данные. Например, можно составить список клиентов, которые намереваются уйти, и сформировать для них выгодное предложение.

ClickHouse эффективен в задачах сбора, хранения и аналитической обработки больших объемов неструктурированных данных из различных источников, которые визуализируются с помощью DataLens. Это важно, чтобы увидеть эффект проведения промоакции, проникновение продаж от конкретного партнера или отследить изменение динамики в каком-либо сегменте.

Например, целью совместной акции с банком-партнером был приток новых клиентов по приемлемой цене. Клиенты получили специальные условия для покупок на сайте anywayanyday.com. DataLens позволил бизнесу отслеживать весь ход кампании: зафиксировать приток новых клиентов, вовремя понять исчерпание потенциала акции, быстро оценить стоимость привлечения и сопоставить каналы коммуникаций по эффективности.

В DataLens хорошо видны отклонения от средних показателей, на которые можно быстро отреагировать. Например, однажды снизилось проникновение страховок в основные услуги. С помощью DataLens удалось увидеть отклонение, выявить причину и вернуть допродажи страховок к плановым значениям.

Эффект для бизнеса

Переход на аналитику в Yandex Cloud позволил сократить расходы на инфраструктуру и поддержку, высвободить время сотрудников.

ИТ-команде удалось на 20% сократить трудозатраты на поддержку БД и системы отчетности, чтобы сфокусироваться на более актуальных задачах бизнеса.

Со стороны бизнеса уменьшилась зависимость от ИТ и сократилось время на получение информации. Например, отпала необходимость писать запросы аналитикам на выгрузку данных и ожидать их выполнения. Теперь маркетологи могут быстро мониторить изменения ситуации, делать adhoc-отчеты и срезы, подготавливать рассылки за несколько минут. Появилась возможность делать более таргетированные предложения по регионам.

По отзывам сотрудников, в сравнении с другими корпоративными системами BI DataLens проще в освоении, быстрее работает и легче настраивается. В дальнейшем планируется расширение областей аналитики, доступных в DataLens, а также подготовка публичных материалов (дашбордов и графиков) и встраивание этого контента на веб-сайт.

Мнение

Егор Михайлович Орлов,
Менеджер по развитию бизнеса
Егор Михайлович Орлов,
Менеджер по развитию бизнеса

Благодаря переходу на технологии Yandex Cloud мы смогли агрегировать данные из разных источников и визуализировать их в DataLens, сократить затраты на поддержку и предоставить доступ к отчетности всем подразделениям. Сотрудники больше не зависят от ИТ, им не приходится дожидаться выполнения запросов на выгрузку данных. Отчеты в DataLens доступны для самостоятельного освоения и настройки. Отдел маркетинга постоянно мониторит ситуацию, может делать adhoc-отчеты и срезы и быстро реагировать на изменения, основываясь на актуальных данных.