О чём эта история

Первый Бит перешёл на использование облачных сервисов для автоматизации мобильных рабочих мест на складах и в производстве у клиентов. Данные о маркировке товаров, интеграция с системой «Честный ЗНАК» и учётными системами предприятий стали доступны на мобильных устройствах даже при плохой связи.

Переход на сервисы Yandex Cloud позволил повысить надёжность и доступность системы более чем до 99,9%.

Также удалось отказаться от установки on‑premise‑сервисов и программ на серверы компании, кроме уже используемой заказчиком системы на платформе «1С: Предприятие». Количество клиентов и используемых ими мобильных устройств выросло в несколько раз при неизменных затратах на разработку приложения и поддержку инфраструктуры. Дополнительные технические возможности мобильных устройств позволяют выполнять все требования «Честного ЗНАКа» к оперативному учёту маркированной продукции.

Развитие приложения для задач маркировки

«Первый Бит» — международный IT‑интегратор, крупнейший франчайзи фирмы «1С». «Первый Бит» работает в России и за рубежом: офисы открыты в Испании, Казахстане, Узбекистане, ОАЭ, Канаде, Украине, Чехии и Андорре. Всего у «Первого Бита» больше 100 офисов более чем в 60 городах.

В соответствии с решением Правительства РФ в стране до 2024 года будет создана единая национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров — «Честный ЗНАК». Ожидается, что к этому времени система охватит все отрасли промышленности: от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.

Программы 1С в своём бизнесе широко используют компании различных отраслей. В связи с этим у «Первого Бита» возникла острая необходимость организовать мобильные рабочие места для пользователей учётной системы 1С с поддержкой требований по маркировке вдали от офиса: на складах и производстве.

Для учёта маркировки товаров у своих клиентов компания «Первый Бит» разработала приложение БИТ.MDT на мобильной платформе 1С. Приложение работает на мобильных устройствах, в том числе на терминалах сбора данных (ТСД). Приложение ведёт полный учёт маркированного товара, включая производство, перемещение по складу и отгрузку, и проверяет действительность марок, в том числе в режиме офлайн, без доступа к интернету. Работа устройств в режиме офлайн и высокая отказоустойчивость обеспечиваются за счёт использования метода multi‑master replication: все устройства, включая сервер 1С, равноправны и независимо формируют свою копию потока событий. При этом каждый ТСД хранит набор действующих марок.

Основной задачей компании стало обеспечение подключения ТСД к 1С. При этом было необходимо сохранить высокую скорость работы приложения, обеспечить безопасность и упростить развёртывание и администрирование решения БИТ.MDT.

Ещё немного про БИТ.MDT

Кроме мобильного приложения для учёта маркированного товара, в состав решения БИТ.MDT входит бэкенд‑сервис на Java. Он не имеет пользовательского интерфейса, отвечает за синхронизацию, а также хранение и обработку больших объёмов информации на мобильном устройстве.

Ещё один компонент БИТ.MDT — расширение для «1С: Предприятия», которое устанавливается в учётную систему и отвечает за интеграцию с ТСД. Задачи миграции, обмена с учётной системой, лицензирования и мониторинга данных обеспечивают специализированные сервисы.

«Первый Бит» искал способ упростить разворачивание и администрирование этого комплексного решения у большого количества клиентов и на множестве ТСД. В то же время было необходимо сохранить или улучшить показатели производительности, масштабируемости, отказоустойчивости и надёжности. Снижение технической сложности привело бы к сокращению функциональности, требовалось альтернативное решение.

Выход есть

С учётом всех вводных менять архитектуру приложения было нецелесообразно. Компании оставалось одно: найти партнёра, который возьмёт на себя часть инфраструктурных задач и предоставит масштабируемые вычислительные мощности. Такие задачи были по силам облачному партнёру с большим количеством сервисов и надёжной инфраструктурой.

Yandex Cloud предложила использовать комплекс сервисов, реализованных на принципах serverless. Такой подход позволяет масштабировать нагрузку в зависимости от объёма. Для компании «Первый Бит» такое предложение было актуальным, поскольку она ожидала взрывного роста количества клиентов и ТСД: было невозможно заранее спрогнозировать, сколько ТСД нужно будет подключать и какой объём данных передавать.

Облачный провайдер готов был предоставить отказоустойчивое и автоматически масштабируемое окружение для кода приложения «Первый Бит» и данных внутри экосистемы serverless. Команда Yandex Cloud взяла на себя инфраструктурные задачи, связанные с масштабированием, разворачиванием, обновлением и безопасностью этих сервисов. Так клиент уменьшает издержки на администрирование и обновление инфраструктурных элементов, что увеличивает скорость разработки и решение небольших локальных задач в рамках конкретной предметной области.

«Первый Бит» оценил перспективы быстро и без затрат на инфраструктуру и администрирование подключить ТСД к 1С, параллельно повысить уровень доступности сервисов, сократить расходы и легко при необходимости масштабировать инфраструктуру, поэтому принял решение перейти на использование облачных сервисов Yandex Cloud.

Комплексный serverless

БИТ.MDT распространяется по подписке с абонентской платой за каждый ТСД ежемесячно. Сервисы Yandex Cloud, реализованные на основе бессерверных технологий, отвечают за учёт и выдачу лицензий, обеспечивают обмен данными между ТСД и объектным хранилищем и хранят информацию о работе каждого клиента.

Например, Yandex API Gateway принимает запросы от ТСД на продление лицензий. Сервис на базе Yandex Cloud Functions обрабатывает запрос, выдаёт или продлевает лицензию, отправляет код ТСД и обновляет статус в базе данных Yandex Database, где хранится вся информация о лицензиях. Использование Yandex Cloud Functions позволяет сразу обращаться к базе данных без необходимости создавать бэкенд.

Для поддержания работы вне доступа к интернету при инициализации на ТСД необходимо передать файл с полной базой всех справочников, заданий, а также действующих марок. У некоторых клиентов этот файл достигает нескольких гигабайт. За надёжное хранение и передачу этих данных каждому клиенту на его ТСД отвечает сервис Yandex Object Storage. Он же обеспечивает регулярную доставку обновлений клиентам (как в учётную систему, так и на ТСД) в условиях постоянного развития БИТ.MDT.

Для сопровождения клиентов по подписке консультанты используют Yandex Monitoring, куда поступает сводная информация о текущей работе каждого клиента.

Результаты

Переход на инфраструктуру Yandex Cloud позволил компании «Первый Бит» отказаться от сервисов, требовавших отдельного хостинга, и полностью перейти на облачные решения. В итоге сократились затраты и одновременно увеличилась доступность сервисов. Таким образом освободилось время на повышение качества обслуживания. Также компания перешла к модели продаж по подписке, фактически к продаже сервиса по учёту маркированной продукции, а не приложения. Затраты времени ИТ‑специалистов «Первого Бита» на разворачивание и поддержку БИТ.MDT сократились практически до нуля, при этом количество сбоев резко упало. Сам переход на облачные сервисы занял два месяца и не потребовал привлечения дополнительных специалистов. Через полгода число ТСД, предоставленных клиентам «Первого Бита», возросло вдвое.

Мнение

Глеб Стальной,
руководитель направления БИТ:ERP компании «Первый Бит»
Глеб Стальной,
руководитель направления БИТ:ERP компании «Первый Бит»

Ранее системы класса Track&Trace могли себе позволить только лидеры рынка с бюджетами и инфраструктурой, но по мере распространения системы «Честный ЗНАК» острая потребность в организации сквозной прослеживаемости появилась у всех участников рынка. Мы как системный интегратор и разработчик программного продукта оказались в непростой ситуации. Надо было повысить техническую сложность продукта для поддержки работы при неразвитой или отсутствующей ИТ‑инфраструктуре компаний с разными возможностями. С другой стороны, надо было радикально снизить требования к квалификации персонала, обеспечивающего эксплуатацию системы. Использование облачных сервисов Yandex Cloud позволило сделать продукт простым в эксплуатации с точки зрения как конечного пользователя, так и команды разработки, при сохранении необходимой сложности технической реализации БИТ.MDT.

Есть похожая задача?

Напишите нам

И мы оперативно расскажем о возможностях Yandex Cloud для вашего бизнеса или подберём партнёра, который полностью реализует ваш ИТ-проект.

Связаться со специалистом Yandex Cloud
Как к вам обращаться?
Телефон
Email
Компания
Частное лицо
Должность
Размер компании
Индустрия
Какую задачу вы хотели бы решить? (Опционально)