
Результаты Yandex Cloud за 2022 год
Как меняется потребление облачных сервисов у компаний различных отраслей и масштабов, какие сервисы становятся всё более востребованными — в результатах Yandex Cloud за 2022 год.
В нашем регулярном отчёте мы традиционно рассказываем про финансовые показатели Yandex Cloud и, как лидирующая платформа, делимся трендами российского облачного рынка в целом.
Одним из значимых событий для бизнеса Yandex Cloud стало объединение с Яндекс 360. Цель синергии — упростить взаимодействия пользователей и бизнеса с технологическими B2B-сервисами Яндекса и создать новые возможности для всех участников рынка. Так как решение об объединении было принято во второй половине 2022 года, результаты Яндекс 360 не учитываются в этих итогах года Yandex Cloud. Начиная с 2023 года мы будем подробнее рассказывать и об успехах Яндекс 360.

«Весь 2022 год наша команда работала над тем, чтобы помочь клиентам быстрее реагировать на задачи, которые встали перед их бизнесом в прошлом году. Мы обеспечивали пользователей ресурсами, поддержкой и новыми сервисами, расширяли возможности существующих.
Мы видели, что в 2022 году ещё больше компаний стало переходить на облачные технологии для запуска новых сервисов. Количество наших клиентов выросло в 1,5 раза, а многие существующие клиенты нарастили потребление и стали пользоваться большим количеством новых сервисов. В период, когда компаниям было необходимо быстро менять подходы, повышать скорость запуска продуктов, иметь возможности их масштабирования, мы оставались для каждой из них надёжным партнёром и помогали сохранить стабильность их бизнеса.
Сегодня сервисами Yandex Cloud пользуются уже более 24 тысяч пользователей, за которыми стоят ещё десятки миллионов клиентов. Мы благодарны и тем, с кем стали работать в 2022 году, и тем, с кем нас связывает многолетнее сотрудничество. Мы рады быть для вас надёжной облачной платформой, технологическим партнёром, с которым вы можете строить долгосрочное сотрудничество».
Бизнес Yandex Cloud продолжает кратный рост

-
Выручка Yandex Cloud за 2022 год достигла 7,8 млрд рублей против 2,9 млрд рублей годом ранее — этот показатель вырос в 2,7 раза.
-
Темпы роста облачной платформы в 4 раза опережают темпы роста российского облачного рынка.

-
За 2022 год число клиентов Yandex Cloud выросло в 1,5 раза — до 24,4 тысяч.
-
При этом 76% наших пользователей видят в Yandex Cloud облачную платформу, которая подходит для долгосрочного сотрудничества* — с ростом числа пользователей этот показатель остаётся на прежнем высоком уровне.
-
Вклад в выручку крупных компаний, а также среднего и малого бизнеса продолжает распределяться почти равномерно.
-
Доля потребления облачных сервисов компаниями группы Яндекса в общей выручке Yandex Cloud в 2022 году, как и в 2021-м, по‑прежнему составляет незначительную часть и не превышает 5%. Это соответствует стратегии развития Yandex Cloud как публичной облачной платформы для внешних пользователей.
Экосистема сервисов: развиваем существующие и запускаем новые
«В 2022 году облачная платформа Yandex Cloud продолжала активно развиваться, чтобы быстро обеспечить пользователей актуальными решениями на базе нашей собственной разработки, помочь клиентам гибко реагировать на любые изменения и сохранить темпы роста бизнеса. Мы запускали новые сервисы и улучшали уже существующие, уделяли еще больше внимания обеспечению безопасности клиентов. Кроме того, мы начали строительство в Калуге нового и самого крупного дата-центра Яндекса — уже в этом году он станет новой точкой доступности Yandex Cloud».
Фокус — на безопасность и надёжность платформы
Безопасность и надёжность облачной платформы для наших клиентов — одни из ключевых приоритетов Yandex Cloud.
В 2022 мы продолжили работать над безопасностью платформы и защитой персональных данных, а также полностью соблюдать требования регуляторов. Чтобы обеспечить приватность данных, в прошлом году мы запустили отдельное направление, работа которого сертифицирована внешними аудиторами по ISO 27701. Сертификация подтверждает, что Yandex Cloud выполняет международные требования по защите персональных данных.
Кроме того, в 2022 году платформа подтвердила соответствие стандартам ГОСТ Р 57580.1-2017, PCI PIN Security и PCI 3DS, а также соответствие всем существовавшим ранее стандартам. PCI PIN Security позволит финансовым компаниям разрабатывать платёжные шлюзы или системы электронных денежных переводов, а также безопасно обрабатывать и передавать PIN-коды в облаке, управлять ими. А стандарт PCI 3DS регулирует безопасный приём и обработку ecommerce-транзакций на облачной платформе.
Мы не только уделяем внимание безопасности самой платформы Yandex Cloud, но и помогаем клиентам защитить данные. Мы создали стандарт по защите облачной инфраструктуры Yandex Cloud — технические рекомендации, которые помогут избежать утечки данных при развёртывании информационных систем в облаке. Также появились инструменты партнёров, которые позволяют автоматизированно проверять соответствие требованиям стандарта, такие как Cloud Advisor и NeoCat. Кроме того, видя растущий спрос на сервисы, обеспечивающие информационную безопасность, в 2022 году мы выпустили ряд новых инструментов, среди которых Yandex Lockbox, Yandex SmartCaptcha и Yandex Audit Trails.
Бесперебойная работа и возможность долгосрочного роста наших клиентов всегда были в фокусе внимания Yandex Cloud. В 2022 мы объявили о начале строительства нового и крупнейшего дата-центра Яндекса, который поддерживает все самые высокие стандарты надёжности и станет новой точкой доступности Yandex Cloud. Его запуск запланирован в 2023 году.
PaaS лидирует по темпам роста
Несмотря на рост спроса на инфраструктурные сервисы в первой половине года, по итогам 2022 года распределение долей выручки между инфраструктурой и платформенными сервисами Yandex Cloud оставалось на прежнем уровне. В общей структуре выручки доля IaaS осталась на уровне прошлого года и составила 56%.
Платформа данных и контейнерная разработка — в топе по росту темпов потребления
Самыми быстро растущими по темпам потребления стали сервисы платформы данных и контейнерной разработки (Kubernetes®).

В 2022 году возрос спрос на инструменты, которые обеспечивают качественную аналитику — от сбора и структурирования данных до визуализации и разработки моделей машинного обучения. Потребление сервисов платформы данных выросло в 3,3 раза, а число клиентов — в 1,3. Лидерами по темпам роста среднего чека этой группы сервисов стали банки, промышленные компании и компании из сферы телеком и медиа.
Мы продолжаем развивать платформу данных. В 2022 году дополнили её новыми сервисами — Yandex Query и Yandex Managed Service for OpenSearch. Кроме того, запустили новую версию сервиса для ML-разработки Yandex DataSphere. В наших управляемых базах данных реализовали множество улучшений, а в сервис визуализации и анализа данных Yandex DataLens добавили новые коннекторы, графики и многое другое. Продолжает развиваться и сервис Yandex Data Transfer, который решает задачи миграции и поставки данных в облако.
В 2022 году компании еще активнее переходили на контейнерную разработку. Kubernetes и микросервисная архитектура позволили пользователям быстро создавать более гибкие приложения, которые проще развернуть и легко масштабировать. Потребление Kubernetes выросло в 2,9 раз, а количество клиентов этого сервиса — в 1,6 раз.
Машинное обучение: помогаем компаниям найти свой голос
В целом потребление сервисов машинного обучения увеличилось на 30%. Одним из самых популярных сервисов стал Yandex SpeechKit. В 2022 году компании разных отраслей (банки, ритейл, медиа и другие) использовали технологию распознавания и синтеза речи для создания своих уникальных голосовых помощников, автоматизации колл-центров, контроля качества и других задач.
-
С помощью сервиса Yandex SpeechKit телеканал ТВЦ перевёл в текст с возможностью поиска по архиву около 50 терабайт (более 77 тысяч часов) телепередач, сериалов и документальных фильмов.
-
Сеть ювелирных магазинов SOKOLOV внедрила во всех магазинах «умные» бейджи для анализа общения продавцов с клиентами на базе Yandex SpeechKit.
-
В сети магазинов «Империя инструмента» голосовой помощник, созданный с помощью Yandex SpeechKit, помогает сотрудникам склада собирать заказы.
Бизнес-инструменты: отвечаем потребностям пользователей

- Yandex Tracker стал одним из самых популярных бизнес-инструментов платформы Yandex Cloud. По итогам 2022 года количество компаний, которые используют систему для управления проектами Yandex Tracker, выросло в 2,8 раза по сравнению с 2021 годом. Так, РАНХиГС использует сервис для организации процесса разработки в вузе. А Pruffme, платформа для совместной работы и обучения в режиме реального времени, переехала в Yandex Tracker, чтобы обеспечить рост компании и систематизировать процессы разработки. Мы продолжали улучшать сервис, чтобы он отвечал всем актуальным потребностям наших пользователей. Например, в сентябре вышло масштабное обновление Yandex Tracker. Благодаря этому в интерфейсе появилась навигация со сквозными переходами по всем сервисам Yandex Cloud, вертикальное меню, новые страницы создания и работы со списком задач, а также тёмная тема и многое другое, а доски задач стали работать быстрее.
- Число пользователей сервиса визуализации и анализа данных Yandex DataLens за год увеличилось почти втрое. Например, с помощью визуализации данных в Yandex DataLens сотрудники стартапа 1Fit выяснили, как повысить прибыль на 20%. В 2022 году в DataLens появились новые коннекторы, графики и многое другое. Кроме того, мы активно работали над обучением пользователей: выпустили бесплатный курс «Основы работы с DataLens», а также провели первый онлайн-фестиваль Yandex Cloud для аналитиков и руководителей о лучших практиках визуализации и анализа данных с помощью Yandex DataLens.
Serverless
Serverless становится зрелым подходом для хостинга приложений в облаке. Бессерверные вычисления снижают затраты на запуск сервисов, позволяют разработчикам думать только про код и быстро масштабировать приложения. Так, в 2022 году количество клиентов Serverless выросло в 3 раза, и уже более 15% крупных клиентов Yandex Cloud внедряют бессерверные вычисления. Рост потребления Serverless составил 7,5 раз.
В 2022 году команда serverless-сервисов уделяла особое внимание развитию возможностей, которые помогут клиентам быстро адаптировать Serverless. Например, на платформе Yandex Cloud теперь можно интегрировать бессерверные технологий с традиционной инфраструктурой и многое другое.
Клиенты удвоили потребление сервисов Yandex Cloud
«В 2022 году не только значимо росло количество клиентов, использующих Yandex Cloud, но и увеличивались темпы потребления сервисов. С одной стороны, компании, которые уже использовали облако, наращивали потребление и могли быстро масштабироваться или переключиться на облачные платформы в качестве основной площадки. С другой — бизнесы, которые не использовали облачные технологии, начали переносить в облака свои сервисы, чтобы диверсифицировать риски и обеспечить непрерывность бизнеса».
По данным нашего совместного исследования с аналитической компанией SALT, в первой половине 2022 года 57% российских компаний увеличили объём инвестиций в облако: для более быстрого запуска новых цифровых продуктов, многие из которых изначально разрабатываются в облачной среде, а также для переноса production-нагрузок и критических для бизнеса сценариев.
Это подтверждают и темпы роста потребления — в 2022 году реальное потребление сервисов платформы в целом увеличилось в 2 раза. Вырос и средний чек на одного клиента — на 56% по сравнению с 2021-м годом.
Лидерами по размеру среднего чека облачных сервисов остаются банковская отрасль и ритейл. В 2022 году они активно переводили в облака разработку: запускали с нуля новые цифровые продукты и гибко масштабировали существующие. За прошедший год компании этих отраслей увеличили средний чек в 4 и 2 раза соответственно.

-
Абсолют Банк выбрал облачную платформу Yandex Cloud для гибкой разработки и масштабирования ведущих банковских продуктов. На сегодня уже более 50% новых разработок Абсолют Банка тестируются на облачной платформе Yandex Cloud. За счёт переезда в облако банк ускорит выход клиентских решений на рынок и минимизирует риски при проверке новых бизнес-идей. В 2023 году банк планирует использовать облачные технологии в каждом проекте. Помимо тестирования и масштабирования существующих продуктов, Абсолют Банк запускает в облаке новые сервисы. Так, банк полностью разработал и пилотировал на платформе один из инновационных продуктов — конвейер для юридических лиц «Цифровой факторинг». Кроме того, компания развернула в Yandex Cloud аналитическую платформу для корпоративного дата-офиса, чтобы оперативно обрабатывать большие данные, удобно работать с предсказательными и рекомендательными системами. Это позволило в конечном итоге повысить уровень цифровизации всего бизнеса.
-
«Магнит» и Yandex Cloud договорились о сотрудничестве, чтобы использовать облачные сервисы для развития информационных систем розничной сети. Ритейлер уже запустил в Yandex Cloud более 10 проектов, включая решения для контроля товарного учёта и выкладки товара, а также платформу взаимодействия с поставщиками. Розничная сеть планирует использовать инфраструктурные мощности Yandex Cloud и все платформенные инструменты, включая контейнерную разработку, технологии бессерверных вычислений и сервисы платформы данных. До 2023 года ритейлер планирует поэтапно перевести в облака до 20% своих сервисов, в том числе программу лояльности, а также развернуть в Yandex Cloud свою ERP-систему. «Магнит» также активно развивает облачную платформу данных (Lakehouse). Ожидается, что благодаря «облачному» подходу розничная сеть может на 20–30% снизить затраты на закупку и обслуживание IT-оборудования, а также повысить качество хранения и использования данных. Партнёрство с Yandex Cloud позволит оперативно обновлять технические средства, быстрее запускать и масштабировать новые и действующие клиентские продукты.
В 2022 значительно вырос спрос на облачные сервисы у промышленности и логистических компаний — они также активно наращивали средний чек. И тем, и другим требовались гибкие инструменты для автоматизации заказов, анализа данных и разработки ПО для выстраивания логистики.

Промышленность быстрыми темпами наращивала потребление сервисов платформы данных, Kubernetes® и ML-инструментов. Крупные промышленные компании используют Yandex Cloud для полного цикла разработки своих цифровых платформ, создания платформ данных (DataLakes) и инструментов для трейсинга — отслеживания передвижений грузов по маршруту.
Техподдержка: приоритет — скорость и полнота ответа
-
К концу 2022 года в 4 раза улучшили скорость ответа.
-
Скорость решения по обращениям увеличилась на 26%.
-
В 2022 году выросла удовлетворённость пользователей решением обращений: негативных оценок стало меньше — с 25% в Н2 2021 до 6% в Н2 2022.
Поддерживаем IT-сообщество
Партнёрская программа: новые специализации, сертификация и обучение

В 2022 году количество партнёров увеличилось до 412 компаний (рост на 62%), а объём выручки в партнёрском канале вырос в 2,5 раза. Мы активно работаем над качеством нашей партнёрской программы: сейчас участвовать в ней могут те компании, которые прошли обучение и реализовали хотя бы один проект в течение года с начала партнёрства.
Yandex Cloud запустила новую партнёрскую специализацию Yandex Cloud Professional по продуктовому направлению Business Tools. Партнёры этой специализации могут получить повышенную партнёрскую премию, которая может достигать 50%, а также специальную программу компенсации стоимости услуг по миграции для заказчика — вплоть до 100%.
Чтобы повысить качество услуг для наших клиентов, мы создали систему официальной сертификации партнёров для получения статуса Yandex Cloud Professional, включающую оценку технологических компетенций и проектного опыта партнёров на основе практических заданий и интервью с нашими архитекторами. Также в компании появилась команда технологических экспертов Partner Architects & Professional Services. Основная задача команды — помощь нашим партнёрам в реализации наиболее сложных и комплексных проектов на платформе Yandex Cloud.
Yandex Cloud Boost: помогаем развиваться новым IT-проектам
Вместе с акселераторами и венчурными фондами мы вкладываемся в развитие новых IT-проектов и создаём экосистему, которая закрывает базовые потребности молодых компаний на старте. Стартапы получают облачные ресурсы для развития инфраструктуры, экспертизу и доступ к уникальным технологиям Яндекса, чтобы легко развивать свои продукты, быстро внедрять технологии искусственного интеллекта, надёжно запускать проекты в эксплуатацию.
За 2022 год более 200 компаний получили поддержку Yandex Cloud Boost на общую сумму более 71 млн рублей. Всего с момента существования программы Cloud Boost в ней приняли участие более 1000 компаний. В рамках программы были выданы гранты на общую сумму 228 млн рублей.
Среди участников программы:
-
Webiomed — платформа, которая анализирует обезличенные медицинские данные и предсказывает, что может произойти с пациентом в будущем;
-
«Финансист» — сервис финансовой отчётности, которым пользуются Nissan, Ulysse Nardin, Birkenstock и «Даблби».
Образовательные программы: помогаем повысить уровень облачных компетенций
В 2022 году благодаря образовательным курсам Yandex Cloud более 15 тысяч человек обучились облачным технологиям. За год число выпускников выросло более чем в 3 раза.

За прошедший год мы расширили образовательную программу. Запустили обучение облачным технологиям продвинутого уровня — для DevOps, Security и Data-инженеров. Продолжали развивать партнёрскую поддержку по обучению облачным технологиям на сторонних площадках. В 2022 году команда Yandex Cloud поддержала более 40 программ, среди которых «Практикум», «Нетология», OTUS, SkillFactory, Slurm и другие. Также мы поддерживаем облачной экспертизой 45 российских вузов: РАНХиГС, СПБГЭТУ ЛЭТИ, ИТМО, СПбПУ и многие другие.
Реализуем социально значимые проекты
Одна из приоритетных задач нашей платформы — создать надёжный трамплин для лёгкого использования облачных сервисов в исследовательских и социально значимых проектах. Ранее в Yandex Cloud запустили систему мониторинга урожая, создали алгоритм для беспилотного гоночного болида, исследовали тёмную материю. Для реализации подобных проектов используются не только мощности и инфраструктура Yandex Cloud, но и сервис для ML-разработки Yandex DataShpere.
В 2022 году мы продолжили реализовывать научные и социально значимые проекты:
-
Совместно с Иркутским университетом, фондом «Озеро Байкал» и компанией MaritimeAI мы разработали в Yandex DataSphere и выложили в opensource нейросеть для мониторинга экосистемы Байкала. Технология помогает анализировать пробы воды: определять и классифицировать содержащиеся в ней микроорганизмы. Теперь биологи и ML-специалисты по всему миру смогут использовать нейросеть для разработки собственных систем мониторинга водоёмов и отслеживать важные экологические тренды.
-
Команда учёных Алтайского государственного университета совместно с Yandex Cloud создала систему мониторинга растений на основе искусственного интеллекта. Алгоритмы машинного обучения предсказывают распространение растений на территории, заданной в системе. С помощью алгоритмов машинного обучения учёные могут определять распространение исчезающих видов деревьев и трав, а фермеры — предотвращать потери урожая.
-
Облачная платформа Yandex Cloud, студия ARKA и мультимедиахудожник Андрей Бергер представили нейросеть-соавтора. Это алгоритм машинного обучения, который может постоянно дополнять и дорисовывать изображение вместе с человеком. Этот проект направлен на исследование пространства между физическим и цифровыми мирами, внутри которых мы сегодня живём. Вместе с художником мы попытались объединить искусство и технологии и показать, что машинное обучение и искусственный интеллект могут быть полноценными участниками творческого процесса.
*По результатам внутреннего регулярного исследования удовлетворённости пользователей (февраль 2023 года)